Острая фаза кризиса в экономике РФ пройдена, заявил недавно глава Сбербанка России Герман Греф. Он заметил, что "постоянное апеллирование к кризису уже не уместно. Необходимо переходить к повестке развития". По словам Грефа, худшие сценарии, которые были возможны и предполагались в октябре-ноябре 2014 года, не реализовались. Понятно, что Герману Оскаровичу положено мыслить макроэкономическими категориями, в так или иначе ухудшившееся материальное положение простых граждан он не очень-то и вникает. А нам, без сомнения, пока еще нужна лишняя дырка в ремне, которую проделало большинство, дабы затянуть пояс потуже. Экономят многие, экономят на многом. Кстати, на этом фоне столичные власти серьезно порадовали москвичей тем, что выступили против введения в городе социальной нормы потребления электричества. Как известно, соцнорма на электроэнергию действует в некоторых регионах. Там определены лимиты потребления, после превышения которых тариф существенно возрастает. Напомним, что пилотный проект по введению соцнорм на электроэнергию ввели в сентябре 2013 года в семи регионах, в том числе в Нижегородской, Ростовской областях, в Красноярском крае. Изначально правительство РФ хотело ввести соцнормы не только на свет, но и на воду, газ и тепло. Но потом от идеи отказались, так как далеко не все дома оснащены счетчиками. Что касается электричества, то сейчас в разных регионах действуют различные лимиты. Например, в Нижегородской области это 50 кВт/ч, а в Красноярском крае - 110. Во всех регионах соцнормы планировали ввести 1 июля 2014 года, но в итоге правительство перенесло их запуск на 1 июля 2016 года. "Наша системная позиция в отношении социальной нормы потребления отрицательная, - пояснил руководитель Региональной энергетической комиссии Павел Гребцов. - Нам удалось убедить федеральных коллег, что, наверное, неправильно по всей России применять какие-то единые стандарты в части социальной нормы потребления. И мы выступаем против ее введения. Надо сказать спасибо нашим федеральным коллегам, потому что наши аргументы были услышаны и сейчас этот вопрос сдвинут на середину 2016 года, а дальше, как мы надеемся, - на более поздние годы". Но вернемся к тому, на чем больше всего экономят жители белокаменной. Выяснилось, что первыми кризис почувствовали предприниматели, работающие в сфере услуг: в одной из ведущих студий стилистов с октября число посетителей сократилось на 30%, а те, что остались, перешли на менее затратные процедуры: женщины вместо лазерной эпиляции выбирают восковую, а вместо "уколов красоты" - обычные маски. Массовые отказы от корпоративов также позволили лишний раз сэкономить на стрижке или укладке. Зато значительно больше заказов стало в ателье по пошиву одежды: если пальто от Chanel стоит 300 тысяч рублей, то в ателье пальто даже из дорогого кашемира обойдется максимум 45 тысяч. К тому же каждая вещь из ателье, в отличие от брендовой одежды, индивидуальна. По опросам Фонда "Общественное мнение", четверть населения страны признались, что решили подождать с новой одеждой и обувью, треть начали экономить на продуктах. Заявок на ипотеку в январе подано на 53%, а в феврале - на 72% меньше, чем годом ранее. Серьезно сократилась покупка автомобилей, люди почти не заводили животных, особенно крупных собак, спрос на них оказался практически нулевым. Кроме того, москвичи начали экономить на ресторанах и кафе, причем задолго до обвала рубля. Новый год, впрочем, отметили как обычно - это у нас святое. "Как покупали икру и шампанское, так и покупают. Никаких аномальных колебаний мы не замечаем", - отмечал официальный представитель компании Х5 RetailGroup Владимир Русанов. А что же сегодня? По данным исследования Московского отделения общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России", с начала года выручка компаний в сфере бытовых услуг сократилась на 15 - 20%. Исследование "Опоры России" было проведено среди более чем 50 крупных сетевых игроков московского рынка фитнес-клубов, салонов красоты и химчисток, а также небольших компаний. За январь-февраль 2015 года коммерческие организации, оказывающие оздоровительные и фитнес-услуги, недосчитались более 20% выручки (по сравнению с показателем за аналогичный период 2014 года). В сфере бытовых услуг (химчистки, прачечные, парикмахерские) сокращение объема продаж составило 15 - 20%. Отметим, что на общую ситуацию повлиял введенный правительством налог на имущество, рост налога на недвижимость после его привязки к кадастровой оценке, а также рост курса валют: доля импортных составляющих в структуре расходов предприятий сферы услуг достигает 30%. В этой связи до 20% предприятий парикмахерских услуг и элитных салонов красоты рассматривают вопрос о переезде в места с более низкими арендными ставками или уже закрыли салоны. Большинство химчисток и прачечных с начала года сократили сеть примерно на 10%, а по итогам первого квартала планируют сокращение еще на 15%. Кризис сказался и на приемных пунктах химчисток: с начала года их число на московском рынке сократилось примерно на 10%, и не исключено, что во втором полугодии эта тенденция сохранится. Клиенты предпочитают приходить в химчистки только в случае крайней необходимости или чистят одежду сами, что далеко не всегда удается из-за обилия контрафактных средств. "У нас, например, увеличилось количество испорченных пуховиков, которые к нам приносят с просьбой спасти. Мы, конечно, помогаем, но, признаюсь, получается не всегда", - говорит коммерческий директор сети московских химчисток "Диана" Елена Кускова. Падение спроса сказалось и на услугах фитнеса, где спрос на абонементы упал примерно на 20%. "У людей есть деньги, но они не готовы их тратить. Когда мы обзваниваем старых клиентов, они рассказывают о том, что их сократили или уволили", - сообщила управляющая клубом "Зебра" Ирина Тер-Акопян. В других клубах также говорят о сокращении продаж, уточняя, что выручка пока осталась на прежнем уровне за счет роста стоимости клубных карт и работы со "старыми" клиентами. Фитнес-клубы премиум-сегмента не заметили падения спроса. Директор по стратегии и маркетингу WorldClass Евгения Костина рассказала, что с начала года продажи новых контрактов соответствуют уровню 2014 года, при том что с 1 января клуб повысил цены. Это объясняется ориентацией клуба на премиальных покупателей, которые весьма устойчивы во время кризиса. Москвичи экономят на кафе и ресторанах. Кроме того, кризис заставил их вспомнить о покупках вскладчину или в обмен на аналогичные товары и услуги, а молодожены активно празднуют свадьбы в провинции. С другой стороны, многие тяжело воспринимают не только реальную угрозу бедности, но и невозможность купить новую модель телефона и другие вещи, которые помогают им ощутить себя значимыми. А вообще-то каждый экономит по-своему. TimeOut сделал опрос в своей медиасреде и выяснил, кто и в чем вынужден сокращать потребности. Например, менеджер Кирилл, 41 год, отказался от рибая и французского вина, от пары интернет-подписок, потому что они в долларах, и раньше он этих сумм не замечал, а теперь замечает. Предприниматель Влад, 43 года, лишил себя бизнес-класса в поездках, пятизвездочных гостиниц в командировках, супермаркетов "Азбуки вкуса", стал есть бизнес-ланч и носить скидочные карты. Редактор Катя, 41 год, отказалась "от всего понемногу. И прежде всего - от постоянных покупок новых кремов: и теперь только то, что реально нужно, и ни банкой больше". А вот промоутер Полина в 41 год "выгнала неработающего мужа - стало реально дорого его содержать". Что ж, и так, как видно, бывает. Кризис все еще на дворе. Но, будьте уверены, мы его переживем, ибо и не такое видали. Александр ГУБАНОВ
|